Главная Новости

Торжества и праздники с единым чтением

Опубликовано: 23.10.2023

Торжества и праздники с единым чтением

1-е чтение Нм 6,22-27

Господь сказал Моисею: «Скажи Аарону и его сыновьям: Вот как вы благословите сынов Израилевых; скажите им: «Пусть Господь благословит вас и защитит вас! Пусть Господь покажет вам Свой светлый лик и будь милостив к тебе, да обратит Господь лице Свое к тебе и дарует тебе мир!» Они будут призывать имя Моё больше сынов Израилевых, и Я благословлю их».

На заре творения Бог благословил людей и животных. Воспроизводство жизни, плоды земли, мир и согласие в природе и среди людей – вот дары его благословения. Бог не перестает заботиться о своем творении и продолжает сопровождать его своим благословением, которое является суммой всех его даров. Поэтому он поручил израильским священникам формулу благословения: этой молитвой они благословляли народ по окончании литургических торжеств, особенно во время празднования Нового года. Благословлять народ во имя Божие было прерогативой царей (ср. 2Цар 6:18; 1Кр 8:14,55) и священников (ср. Втор 10:8; 21:5).

Основное содержание текста можно выразить словом «благословение»: этот термин выражает, что Бог благосклонен к Своему народу, защищает его, включает Свое благоволение (Пс. 4:7; 31:17). Термин «повернуть лицо» тесно связан с понятием благословения, или «покажи ясное лицо». Эти обороты использовались в семитском мире для выражения благосклонного приема со стороны царя. Поэтому «увидеть лицо Божие» означает принять Его «мир и спасение» («шалом» — это выражение означает полноту даров Божиих) и Его покровительство. Он — близкий Бог, который для человека.

Интерлюдия Zl 66

Боже, будь милостив и благослови нас!

Боже, будь милостив и благослови нас, - покажи нам светлый лик Твой, - да будет известно на земле, как Ты поступаешь, - да знают все народы, как Ты спасаешь. *

Да радуются и веселятся люди, - что Ты судишь народы праведно - и управляешь людьми на земле. *

Да восхвалят Тебя народы, Боже, - да восхвалит Тебя любой народ! — Да благословит нас Бог, — да почтит его все концы земли!*

2-е чтение Гал 4,4-7

Братья! Когда время исполнилось, Бог послал Своего Сына, рожденного от женщины, рожденного под Законом, чтобы искупить людей, находящихся под Законом. Итак, нас усыновили как сыновей. И поскольку вы сыновья, Бог послал в наши сердца Дух Сына Своего, Дух, вопиющий: «Авва, Отче!» Итак, ты уже не раб, а сын, и как сын и наследник через Бога.

Галаты, жители центральной части Малой Азии, после получения Евангелия подверглись влиянию некоторых христиан, которые утверждали, что условием спасения является соблюдение правил Моисеева закона, особенно обрезание. Павел решительно опровергает это учение и решительно представляет Евангелие, которое приносит свободу от рабства закону. Сын Божий приблизился к человеку настолько, что стал истинно человеком и взял на себя человеческую несвободу. Иисус приходит в мир, как и любой другой человек, через чрево женщины, чтобы совершенно ясно дать понять, что он действительно один из нас. Своим воплощением и распятием по закону (Гал. 2:19, 20) он завоевал свободу человека от буквы Закона Моисея и от рабского отношения к Богу, от отношения, основанного на точном исполнении предписаний. Эта свобода означает дар сыновства в Духе. Благодаря этому дару приходится жить не перед Богом как раб, а в свободе и безграничном доверии ребенка, которого можно звать «Авва, папочка».

Пение перед Евангелием

Аллилуйя. Много раз и разными способами Бог говорил с нашими предками через пророков в прошлом. Однако в этот последний раз Он говорил с нами через Своего Сына. Аллилуйя.

Евангелие от Луки 2:16-21.

Пастухи поспешили в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащих в яслях. Увидев его, они рассказали то, что им рассказали о ребенке. Все слышавшие это дивились тому, что сказали им пастухи. Но Мария хранила все это в своем сердце и размышляла над этим. Пастухи снова вернулись. Они прославляли и восхваляли Бога за все, что слышали и видели, как им было сказано. Когда прошло восемь дней и ребенка нужно было обрезать, его назвали Иисусом, как звал его ангел до того, как он был зачат во чреве.

Обрезание было знаком завета между Богом и народом Израиля. Это обрезание также включает Иисуса в конкретное человеческое сообщество. Его имя указывает на то, что в его лице Бог совершит нечто новое, превосходящее форму ветхозаветного завета: в Иисусе Бог спасает и дает полноту жизни (в этом смысл имени «Иегошуа»). Многие люди, начиная с Иисуса Навина, носили это имя в истории Израиля, но никто не осознавал его значения. Только Иисус исполнил значение этого имени. Он вошел в храм не для того, чтобы освятиться, а для того, чтобы освятить, не для того, чтобы очиститься, а для того, чтобы очистить и привести народ Израиля и многих других людей к более глубокому завету и общению с Богом.

Евангелист отмечает, что Мария хранит эти события в своем сердце и размышляет над их смыслом: это правильное отношение, свойственное истинно верующим.

Для рассмотрения

Через неделю после праздника Рождества (т.е. в октаве) мы празднуем Марию как Богородицу: этот праздник тесно связан с тайной Воплощения Слова, Сына Божия, и в некотором смысле завершает еженедельник. празднование Рождественской тайны.

Мария не была Матерью Слова только потому, что сделала возможным воплощение Сына Божия. Она также была Матерью, приняв Слово в свою душу. Можно даже сказать, что она приняла Слово сначала в сердце (Слово Божие, возвещенное ангелом), а затем в теле: она зачала Слово сначала в душе, а потом в теле, как св. Августин. И та же святая не стесняется говорить, что духовное материнство было для нее важнее физического: ведь сам Иисус заявил, что те, кто слышит слово Божие и соблюдает его, блаженнее той, которая могла бы родить и вскормить его. (Лк 12,27,28). И Богородица была такой «хорошей ученицей».

Мария могла стать физической матерью Христа только один раз, однако она снова и снова становилась его «духовной» матерью, потому что всегда принимала Евангелие заново. Как она это получила: обдумывая и соблюдая Слово. Размышляя, она приняла Слово во всех его последствиях – это принятие было не «временным», а постоянным: ведь она тщательно охраняла сокровище Евангелия.

Только Мария могла стать Матерью Слова в «телесном» порядке две тысячи лет назад. Однако в духовном плане мы тоже можем стать матерями Слова, приняв Слово в свои сердца, как Мария. Как? Аналогично ей: слушая, принимая, обдумывая и храня Слово. Тогда мы тоже станем матерями Слова.

Наше благоговение перед Богородицей должно характеризоваться прежде всего марианским отношением: открытостью Слову Божьему. Открытость в той мере, в какой мы позволяем Евангелию проникнуть в тайники нашего сердца, в наши чувства, желания, намерения. Просто в «глубочайшую внутренность», как Мария получила Слово «во внутренности души и тела». Как и во чреве Марии, это Слово должно расти в нас. И однажды ему предстоит родиться, то есть он должен стать очевидным для других окружающих нас людей, так же, как он явился в Вифлееме перед пастухами.

Приняв Слово, чудо Воплощения продолжится и в нас: так мы истинно будем праздновать Рождество не только в эти дни, но и в течение всего будущего года.

Отражать

1. Как мне получить Слово Божье?

2. В чем меня может вдохновить Матерь Слова?

rss